04 декабря 2017

Лозовой Артём Владимирович

«Спортивная подготовка пилотов СЛА, дисциплина - параплан полет парящий»

Санкт-Петербург 2017

                                                                                               

Введение

Парапланеризм.  Для многих Российских обывателей параплан ничем не отличается от парашюта. Многие путают параплан с дельтапланом, некоторые вообще затрудняются ответить на вопрос - что это такое. Тем временем ситуация разительно отличается в странах, таких как Франция и Швейцария, где парапланеризм является государственным видом спорта, поддерживаемым на самом высоком уровне. Наличие гор и забота о здоровье граждан, привлечение их к здоровому образу жизни является мотивом руководителей европейских стран прилагать усилия к развитию и популяризации парапланеризма. Яркий и красивый спорт ,всегда привлекающий внимание окружающих, спас уже многих трудных подростков от серьезных неприятностей связанных с переходным возрастом. Летают не только здоровые люди, но и старики (В Санкт-Петербурге например, самому пожилому пилоту - 80 лет) и инвалиды, существуют технические способы крепления и взлета инвалидных колясок и пр. Параплан – самый экономичный на сегодня способ для человека освоить 5й океан ,подняться в небо. Даже по сравнению с дельтапланеризмом, стоимость стандартного комплекта оборудования значительно ниже, а масса и объем и вовсе не идут ни в какое сравнение. Вес самого легкого горного оборудования, включая запасной парашют уже стал ниже 5 кг. Значение парапланеризма в государственном хозяйстве так же сложно переоценить. Сотни спасенных заблудившихся грибников, каждый год – тому яркий живой пример. В итоге парапланеризм стал массовым увлечением в этих странах, сопоставимым с трекингом или велосипедным спортом. Не мудрено, что спортсмены этих стран занимают ведущие позиции на всех международных соревнованиях. Оборудование, экипировка, системы мотивации и подготовки являются предметом зависти спортсменов из многих других стран , в том числе восточной Европы и в частности России. Основным тезисом данной работы является изучение, обобщение и систематизация опыта ведущих школ и ЦСП наших Западных партнеров. Рекомендации по внедрению на территории Российской Федерации  лучших аспектов западных систем подготовки спортсменов СЛА, гармоничная сублимация их с существующим опытом Российской школы. Адаптация к Российским климатическим и ландшафтным условиям , значительно отличающимся от Европейских, и , к сожалению, отличающихся зачастую не в лучшую сторону. Конечной целью данного исследования, является выработка концепции подготовки спортсменов парапланеристов, способной конкурировать с ведущими спортивными школами Мира. Придание Российской системе подготовки способностей и качеств, достаточных для достижения самых высоких результатов на мировой арене. Выращивание поколения пилотов нового уровня. Внедрение парапланеризма в массы, извлечение всех лучших качеств ,как из профессионально-спортивной так и рекреационной компоненты данного вида спорта. Выработка Единого Федерального Стандарта подготовки спортсменов – парапланеристов, отвечающего всем требованиям, накладываемым современными реалиями этого уникального и по своему неповторимого спорта.

1

Код ЕРВС Спорт сверхлегкой авиации, 1580001411Я

Код ЕРВС Спорт сверхлегкой авиации, дисциплина

параплан полет парящий –   1580091811Я

                                          

Глава 1

Анализ текущего положения дел в спорте сверхлегкой авиации России не возможен без углубленного изучения исторического опыта спортсменов нашей страны, специфики зарождения и развития спорта на территории Российской Федерации, опыта ведущих зарубежных спортивных федераций и спортивных клубов.

Парапланеризм зарождается в Европе в конце 80х годов в среде парашютистов, подметивших что даже на обычном  круглом парашюте можно лететь не только сверху вниз , но и наоборот. Давно было подмечено, что восходящие потоки воздуха могут не только надолго задержать парашютиста в небе, но и более того – поднять его на большую высоту, отдалив от земли или даже перенести на многокилометровые расстояния в сторону от намеченной цели. Прогресс и появление парашюта – крыла позволил некоторым любителям освоить полеты в ДВП при ветрах от 15 м/с. Такие полеты были высокоскоростными и сверхопасными, но это не останавливало любителей от продолжения экспериментов. Продолжение эволюции  крыло получило при изменении его формы. Стали добавляться дополнительные нервюры, парашют стал «утончаться», и в итоге быстро утратил возможность безопасного раскрытия при прыжке с самолета, но приобрел уникальные качества «парения», которыми и пользуются как спортсмены, так и парапланеристы любители во всем мире уже многие годы.  Следующим этапом прогресса параплана стал отрыв от склона, набор высоты в термических восходящих потоках. Вот тут и пригодился опыт дельтапланерных школ, существовавших с 70х лет прошлого столетия по всей Европе и активно действовавших на территориях любых стран, где мало-мальски существовали какие-либо горные массивы. Конец 70х – это время появления дельтаплана в СССР, где он также быстро завоевал сердца юных романтиков, покорителей всего на свете и быстро обрел популярность, став неотъемлимой частью тогда еще системы ДОСААФ. Многочисленные клубы и школы появились уже значительно позднее, в основном   после развала Советского Союза. А на тот момент все дельтапланерные школы входили в жесткую систему ДОСААФовской подчиненности. Мы еще коснемся дельтапланеризма, а пока вернемся к параплану. Итак первые европейские парапланеристы внимательно следили за успехами своих «железных братьев» и со временем также освоили полеты в термических восходящих потоках. Уже к концу 80х годов прошлого столетия относится время проведения первых соревнований по парапланеризму. Конечно же,  в странах, счастливых обладателях прекрасных «термодромов» с развитыми технологиями, способными предоставить покупателям технику, на которой, по крайней мере, тогда был шанс если не улететь далеко и безопасно, но хотя бы сколько-то оставаться в небе. Системы контроля на тех, первых соревнованиях были куда как примитивнее и представляли из себя по сути просто фотоаппарат. Пилотам довались примерно следующие задания: «стартуешь – летишь до западного карьера, оттуда на антенну, потом водонапорная башня, хутор на обрыве и возвращаешься к базовому лагерю». Конечно, читать такое сейчас, просто смешно, имея современные навигационные приборы, помогающие рассчитать глайд и скорость, предлагающих пилоту различные виды оптимизаций выполнения заданий и свободных маршрутов, имеющих простые и удобные интерфейсы. Смешно, но именно те первые спортсмены были более подкованы в навигации и полетах по ощущениям. Современный спортсмен, оказавшийся без навигационных приборов, вариометров, GPS, электронных компасов и прочей техники зачастую оказывается бессилен перед стихией и в лучшем случае просто проваливает задание. В те же времена пилоты как никто развивали собственное чутье, учились летать по многочисленным приметам и были настоящими ассами, людьми – птицами. Сейчас таких дедушек можно встретить где-нибудь в Анси с подвесной системой сделанной из двух дощечек, без малейшего намека на запасной парашют и каску… Но как эти «дедушки» летают! Современным «топам» остается только разводить руками. Все написанное выше будет отражено в дальнейшей работе и будет иметь конкретные практические рекомендации, а пока вернемся к параплану. Параплан все удлинялся и становился уже. Уменьшалось количество строп. Рекорды толпились в очередь и зачастую не успевала появиться весть об одном рекорде, как она уже становилась неактуальной из-за нового рекорда. На сегодня гонка за рекордами фактически завершена. 550 километров это потолок световой активности помноженной на скорость допустимого ветра и скорости параплана. Высотные рекорды скорее всего надолго побиты (правда против ее воли) польской пилотессой  Евой Вишнецкой, попавшей в сильнейшую грозу и почти достигшей высоты в 10км. Спасшаяся лишь благодаря особенностям физиологии женского организма, впавшего в нечто родственное анабиозу и избежавшая смерти от обморожения или гипоксии, в отличие  от  китайского спортсмена Зонг Пина, которому не повезло и он был найден мертвым  от обморожения через несколько часов после происшествия. Пилоты стараются забраться выше, подлетают к Аннапурне и К2, стремятся с кислородными приборами залезть выше, но «рекорд» Евы им вряд ли будет под силу без огромного риска для жизни. Что же сейчас является основным двигателем парапланерного спорта , что толкает пилотов на свершения и маленькие подвиги (а ведь любое соревнование это всегда маленький подвиг)? Толкает в первую очередь старая пилотская пословица – «можешь не летать – не летай». Не могут, а вызов конкуренции таких людей слишком силен, что бы не попытаться доказать что ты самый лучший, ты лучше всех умеешь «читать» небо. Современные парапланерные соревнования уже давно прекратили быть сборищем энтузиастов, как на заре этого спорта. Дорогостоящая совершенная техника, методы обучения и подготовки, материальная мотивация и многое другое , сопутствующее многим видам спорта, не является исключением и в спорте СЛА. В частности за соревнованиями внимательно следят производители парапланерной техники, выделяя лучших, бесплатно или с существенными скидками предоставляя им технику для полетов, а в исключительных случаях даже платя заработную плату. Спортивные федерации ведущих в парапланеризме стран, так же занимаются активным финансированием своих спортсменов. Оплачиваются не только сами поездки и командировочные, но так же , как и в случае со спонсорством, ведущим спортсменам выплачиваются зарплаты. Вот с чем связана такая высокая конкуренция в спорте той же Франции где борьбу за места в сборной ведут несколько  десятков лучших мировых пилотов. Из-за  такого подхода зачастую случается, что чемпионаты таких стран по составу, могут превосходить даже соревнования уровня Кубка Мира или ЧЕ. Ведь на ЧЕ поедет всего 7 французов а на чемпионате Франции их будет 50, почти или вообще ничем не уступающих по уровню «пробившимся» в основной состав сборной.

10

Современный парапланерный спорт – это комплекс мероприятий, ведущих сборные на пьедестал, но пренебрежение отдельными компонентами подготовительного процесса, даже при общей, кажущейся цельности, может откинуть деятельность целых спортивных коллективов на годы усердной работы, просто перечеркнув их. Весь спорт СЛА и парапланеризм в частности, являются все – таки  экстремальными видами спорта, заставляющими людей функционировать в непривычной для себя среде, на пределе нервных, эмоциональных и физических возможностей, зачастую переступая за грань разумного понятия о безопасности. Говоря простым языком, в современном парапланеризме достигнуть большого успеха сложно без риска. И умение сделать риск минимальным с максимальным КПД эффективности – вот одна из основных задач спортсменов-парапланеристов и  их тренеров. Да, современная техника уже не та, что даже 5 – 7 лет назад. Многочисленные случаи гибели и серьезного  травмирования  спортсменов заставили чиновников FAI задуматься над этой проблемой и попытаться принять меры для увеличения безопасности спортсменов. Были приняты правильные решения о введении секторов спидсекций. В былые времена  спортсмен «гнал» до самого финиша, пока не врезался в землю или пока сложение крыла на малой высоте не ломало его судьбу, здоровье или даже жизнь. Необходимость долета после временной отсечки значительно снизило риски, но не убрало их окончательно. Ведется вечная тяжба между компаниями производителями техники для спорта и чиновников FAI, желающими ограничить производителей в их вечной гонка за лишним километром в час. Некоторое позитивное движение в этом направлении наметилось в настоящий момент, но еще очень далеко до идеала. Производители делают заведомо опасные крылья, понимая, что если они смогут выжать из новой конструкции хотя бы ½ км ч то спортсмены не смотря ни на что будут вынуждены пересаживаться именно на этот аппарат, какой бы он ни был опасный, ведь иначе ты проиграешь. Еще в начале 2000 гонки выигрывали спортсмены в первую очередь хорошо знавшие местность, рельеф и его особенности. В настоящий момент, когда до финиша зачастую долетает только в первую минуту после приземления лидера  более половины спортсменов, речь идет уже о преимуществе техник, о тех самых ½ км\ч, о которых было написано выше. Поэтому и идут активные попытки ограничения производителей в их неуемных желаниях, за счет допуска к сертификации только продуктов входящих в определенные рамки (на сегодня это удлинение крыла не более 8, определенная суммарная длина строп и т.д). Производители же в свою очередь стараются использовать более современные технологии, внутренний конструктив крыльев, изменять профили крыла и таким образом конкурировать друг с другом, а не за счёт бесконечных травм  пилотов, но до сих пор спортивные крылья представляют из себя большую опасность и ситуация, скорее всего, будет ухудшаться до следующего серьезного раунда противостояния чиновников (спортсменов) и производителей техники.

2

Все это нельзя не учитывать подходя к проблематике воспитания Российских спортсменов – парапланеристов. На сегодняшний день в стране отсутствует четкое понимание системы воспитания спортсменов. Многочисленные разрозненные клубы и школы учат каждый на свой манер, зачастую стремясь скорее дать результат, запустить человека в небо и получить за это деньги, нежели вдумчиво и безопасно обучать будущего пилота, постепенно проводя его от этапа к этапу, в зависимости от его индивидуальных качеств и условий обучения. Гонка за прибылью – основной бич современной параиндустрии, зачастую приводящая курсантов не только к физическим, но и психологическим травмам, когда от  не подготовленного морально ученика требуют завышенных показателей, к которым он еще не готов. В итоге многие попросту «ломаются» и уходят из спорта, хотя потенциально могли бы раскрыть свои возможности в будущем и достичь возможно высоких успехов в парапланерном спорте. Как готовить психику к таким видам спортивной экстремальной деятельности, как полеты на летательных аппаратах сверхлегкого класса (парапланах, дельтапланах, планерах и др.), как противостоять стрессовым нагрузкам, как лучше обучать и обучаться полетам, используя особенности психического восприятия - зачастую эти аспекты обучения начисто остаются «за кадром» и не учитываются при обучении, что ведет к нежелательным последствиям.  (Мартынов А.)

Не секрет, что существующие в любом виде спорта виды подготовки, являются обязательными и неотъемлемыми, и могут, а точнее должны быть использованы и применены в любом виде спорта. Спорт сверхлегкой авиации не является исключением, и на аспектах подготовки, её существующей проблематики и хотелось бы остановиться подробнее.

Техническая подготовка спортсмена -  парапланериста.

Пожалуй, наиболее плотно глубоко осваиваемый в существующей клубной системе вид подготовки. Включает в себя доведение навыков управления летательным аппаратом от первичных умений до рефлекторных. Обычно, на первичных стадиях обучения преподаются только начальные уровни техники. Пилоты выходят из школ не подготовленными, слабо владеющими техникой пилотирования и не способные самостоятельно справится с хотя бы немного сложной ситуацией в воздухе. Гонка за результатом опять играет здесь злую шутку. Не уделяется должного внимания наземной подготовке, которая тем временем,  в Европейской системе Parapro выделена в отдельную, первую ступень.img 7451

Эту ступень как бы опускают за скобки, и в аннотациях к обучению пишут, что по окончании курсов присваивают курсанту уровень Parapro 1,2. При этом не учитывают то обстоятельство ,что именно наземная подготовка, точнее часы наземной подготовки дают ту самую нужную моторику и автоматизм движениям пилота, которых так не достает молодым выпускникам в сложных воздушных ситуациях. Только многочисленные часы наземной подготовки с применением различных упражнений типа змейка, ворота, спуск – подъем могут дать необходимые и главное полученные безопасным путем навыки. Курсантам же изначально не заостряют на этом внимание, пользуясь неуемной жаждой полетов, зачастую перекрывающей здравый смысл. И вот выходит выпускник таких курсов – на первый взгляд он много чего знает и умеет, но по факту опасен как для себя, так и для окружающих пилотов. Далее очень многое зависит от качеств самого курсанта. Желание самосовершенствования может сделать из него полноценного спортсмена, но за частую мы сталкиваемся с непомерными амбициями, не подкрепленными навыками, и как итог психологические или физические травмы с последующим уходом  из спорта. Разработанная на базе данного исследования методика обучения предполагает многочисленные часы обучения наземной подготовке, непосредственно до перехода к самим полетам. Допуск до полетов только при условии уверенного владения парапланом на земле, умения выполнить все необходимые движения и упражнения на земле, умения удержать параплан над головой при среднем ветре 5 и более минут.  В дальнейшем все это создает плотную основу навыков, доведенных до автоматизма рефлексов, способствующих безопасному переходу курсантов непосредственно к стадии полетов. Сперва полетов сверху вниз, а в дальнейшем полетов в ТВП, ДВП и маршрутных полетов. К сожалению текущая реальность такова, что часы наземной подготовки требуют серьезного инструкторского внимания, задействования инструкторских ресурсов, которые могут стоить денег, и как следствие в большинстве клубов или полностью или частично пренебрегают наземной подготовкой. Или пускают ее на самотек по принципу – вот тебе старое крыло и делай с ним что хочешь. Только своевременная корректировка ошибок курсантов может вести к положительным результатам и прогрессу и наоборот, своевременное не исправление ошибок приводит к появлению негативной, неправильной моторики, в будущем не помогающей, а мешающей ученикам осваивать навыки пилотирования.

Пожалуй,  наиболее терпимое положение дел в существующих на сегодня методах подготовки существует на уровне освоения пилотом навыков слета сверху-в низ. Именно за это и берут деньги большинство существующих клубов.  Задача, которая ставится на этом этапе (аналогичном европейской системе Parapro 2) сводится к приучению курсантам навыка прямолинейного полета и знакомство с элементарными способностями и возможностями  параплана. К сожалению и в данной сфере (данном разделе технического обучения ) наблюдаются серьезные пробелы, связанные прежде всего с не восприятием современных школ существующих в мире нововведений, малое количество спортсменов – международников, способных впитывать опыт передовых стран и передавать его инструкторам Российских школ (сверхмалое количество инструкторов – спортсменов мирового уровня). Как следствие – серьезная отсталость такого важного этапа,  как первые полеты, на которых закладывается основа будущего мастерства.

Последующие ступени технической подготовки также требуют серьезных корректировок и дополнений. Полеты в динамических восходящих потоках, зачастую игнорируются и выпускникам, едва окончившим начальные курсы, уже предлагаются туры парящих полетов (аналог Parapro 4) в странах с теплым климатом и горами, чаще всего Альпы или Гималаи. А ступень динамических полетов (Parapro 3) всячески игнорируется по принципу – и так сойдет.

lKhh8dUAgZs

Связано это в первую очередь с инструкторским желанием бесплатных поездок в жаркие страны, ведь всего три-четыре ученика могут с лихвой покрыть все расходы инструктора на перелеты и проживание, а большее количество учеников дает возможность еще и заработать. Увеличение количества курсантов в такой группе в свою очередь ведет к уменьшению и без того низкого КПД обучения, а во многих случаях и к ненужному риску, или травматизму среди ученического состава.

Обучение полетам в динамических восходящих потоках должно производится сугубо в не сезон полетов (для нашей полосы с сентября по март). При полном или почти полном отсутствии термической активности, возможно на небольших горках, которые есть почти в каждом регионе (для Петербурга это озеро Ильмень под Новгородом, склоны горы Кирхгоф , Изборские склоны и прочее) но такие выезды чаще всего сопряжены с логистически-организационными трудностями, не несут большой экономической выгоды и большинством существующих школ и клубов откровенно игнорируются.

В результате мы имеем уже двойное перескакивание через необходимые ступени развития спортсмена-парапланериста, что крайне пагубным образом сказывается на уровнях подготовки и темпах развития.

Некоторый положительный сдвиг наметился последнее время в области освоения маршрутных полетов (Parapro 5), являющихся вершиной пилотского мастерства. Благодаря усилиям, в первую очередь, нашего земляка – Грязнова Евгения, многократного участника сложнейшей в мире гонки Red Bull X alps, где атлет преодолевает многие километры дистанции пешком или на параплане, пересекая все Альпы с запада на восток, и внедрившего в практику обучения совместные полеты по маршрутам с учениками, внедрившего нормы сопровождаемых учеников (зачастую в ущерб прибыли от массовости), поставившего во главу угла – качество, а не количество. Многие инструктора, клубы и школы заметив собственное отставание от школы Грязнова так же взяли себе на вооружение его прогрессивные приемы и в итоге, как следствие, наметился позитивный сдвиг в приросте качественно подготовленных маршрутных пилотов, то есть пилотов уже полноценно готовых занять место в рядках спортсменов - парителей.

Конечно, деятельность отдельных личностей не может оказать всецелого влияния на всю индустрию воспитания подрастающего поколения пилотов, так как в данном случае мы имеем проблему комплексного характера, решение которой зависит от многих участников процесса и не в последнюю очередь от нашего государства.

6

Физическая подготовка спортсмена – парапланериста.

Как и любой другой вид подготовки спортсмена, физическая подготовка спортсмена СЛА не должна игнорироваться, что зачастую происходит в современных школах. Кажущаяся легкость полета создает мнимое ощущение необязательности необходимости развиваться  физически. Процессы пущены на самотек и каждый спортсмен парапланерист или представитель рекреационного направления решает для себя сам – что ему необходимо из физической подготовки и в каких количествах. Зачастую, к сожалению, полностью пренебрегая собственным физическим воспитанием и воспитанием своих подопечных. В то же время, любой опытный пилот знает на сколько тяжелы психоэмоциональные нагрузки на спортсмена в период соревнований, особенно соревнований самого высокого уровня. К примеру, на Чемпионате Европы 2016 года было разыграно 9 дней из 10 возможных, с одним единственным перерывом. Каждый день задания были такой сложности и размера, что на них уходило до шести часов летного времени. Времени, когда спортсмен при малой подвижности много трудится и переживает глубочайшие стрессы. Постоянная, чаще статическая нагрузка на небольшое количество мышц рук , спины, пресса и ног. Большая потеря жидкости организмом из-за постоянных скачков давления и перепадов температур. Огромная психоэмоциональная усталость. Все это негативно отражается на самочувствии пилота и спортсмены с низким уровнем физической подготовки конечно же быстрее начинают ошибаться и скорее сходят с дистанции.

pokhara treking

Только индивидуальный комплексный подход к каждому спортсмену, требующий кропотливой работы инструкторов и самого спортсмена, способен дать результат улучшения  физических возможностей и способностей атлета. В зависимости от возраста, телосложения, психических и физических особенностей должны выстраиваться специальные программы, способные дать человеку идеальную нагрузку, распределенную не только в период соревновательного дня, но так же и в период всех соревнований и всего подготовительного процесса в целом.

Йога и пилатес, кроссы и плавание, дыхательные практики, цыгун, силовые и статические упражнения, вот лишь небольшой список занятий необходимых атлету в процессе всей его спортивной деятельности. Нельзя забывать и об активных играх. Футбол, баскетбол, гандбол и немного в меньшей степени волейбол, способствуют не только поддержанию хорошей спортивной   и психологической формы атлета, но также и ведут к тренировке быстроты реакции и умению удерживать в сознании несколько одновременно передвигающихся объектов, что конечно же положительно сказывается и на самих соревнованиях, когда от быстроты реакции зачастую зависит не только успех соревновательного дня, но также и здоровье , а иногда даже сама жизнь спортсмена. Также полезным может оказаться умеренная вовлеченность атлета в различные виды спортивных единоборств, успешно развивающих не только физические, но также и морально-волевые качества спортсмена.

Нельзя забывать и об специальной физической подготовке, в первую очередь связанной с прыжками, кувырками и падениями необходимыми для сохранения здоровья спортсмена в случае возникновения нештатных ситуаций на старте или посадке.

25

Тактическая подготовка спортсмена – парапланериста.

Как таковое отсутствие спортивных школ является причиной фактически полного отсутствия тактической подготовки в современных системах подготовки спортсменов – парапланеристов России. Элементы движения и принятия тактических решений на протяжении обычного горного маршрута периодически встречаются в программах некоторых прогрессивных (по Российским меркам) школ и инструкторов, но эти тактические приемы, хоть и несут спортсмену косвенную пользу, не могут в полной мере раскрыть всю степень приемов используемых конкурентами, непосредственно на соревнованиях.

Необходимость изучения и применения тактических приемов видна на примере западных школ, где учитывается все, начиная от момента погрузки атлетов и техники от точки сбора и заканчивая, вечерними командными брифингами по завершению спортивного дня.

Только грамотная способность объединить различные формы и способы ведения спортивной борьбы могут в итоге привести к высоким или даже высочайшим результатам спортсменов.

Требуется детальное изучение и проработка всех доступных видов тактики – индивидуальной, групповой, командной, пассивной, активной или комбинированной.

Приучение использования различных форм тактической борьбы. Объяснения невозможности и пагубности использования сугубо одного и того же стиля конкуренции, одних и тех же форм, таких как аналитическая, вариативная или эвристическая (на которую всегда так рассчитывают начинающие спортсмены).

Умение работать в группе и в одиночку. Приемы рывков и провокаций. Формирование  комплексных знаний о спортивной тактике. Обучение способам сбора информации о соперниках, условиях предстоящих состязаний, социально – психологической атмосфере. Развитие в атлете тактического мышления и связанных с ним способностей – наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки связанной с действиями противника. Обучение разработке тактического плана выступления на соревнованиях включающего :

-правила соревнований

-особенности судейства, особенности действующей на соревнованиях формулы GAP

-условия соревнований (в т.ч. и бытовые)

-изучение своих противников

-изучение рельефа местности и треков пилотов уже летавших здесь.

-изучение примеров заданий бывших в этом районе ранее

-статистика метоусловий характерных для данного периода времени конкретного места

Результатами тактической подготовки могут быть умение рационально распределять силы спортсмена как в ходе всех соревнований, так и в ходе одного соревновательного дня, рациональному использованию различных тактических приемов для решения конкретных задач, повышению эффективности взаимодействия с партнерами по команде, быстрому и своевременному переключению с одной системы тактических действий на другую.

В настоящее время тактической подготовкой ведущих спортсменов России занимаются сами спортсмены. В итоге бесценный опыт теряется в кулуарных границах элиты Российского парапланеризма и лишь крупицы этих знаний удается ловить новичкам спорта из общения с более продвинутыми товарищами по команде. Отсутствие устойчивой школьно-спортивной подготовки тактическим приемам, является на сегодня одним из основных факторов способствующих отставанию Российской парапланерной сборной от мировых лидеров.

image027

Психологическая подготовка спортсменов – парапланеристов.

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д.

Как отличить апатию от лихорадки, а лихорадку от боевой готовности? Что делать при выходе из состояния боевой готовности? Как себя вести перед стартом? Отвечают ли наставники современных Российских парапланерных школ на эти и массу других вопросов по психологии? Увы, ответ отрицательный. И если в некоторых ведущих сборных мира, должности массажиста и психолога являются едва ли не штатными, то Российский атлет может об этом только мечтать. Даже тренер, зачастую выполняющий функции психолога – редкость для сборных команд субъектов РФ и всей национальной сборной в целом.

Стоит ли говорить, как пагубно сказывается отсутствие психологической поддержки и элементарных навыков и знаний «психической гигиены» на атлетах? Думаю, что всем и так ясно.

Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической и тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании (например по разному приходиться настраиваться на ЧР и на ЧМ, где в первом случае ты можешь быть одним из лидеров или даже победителем с соответствующим подходом и настроем, но сохранение таких же настроек может привести к фиаско или даже психологической травме на соревновании уровня ЧМ). Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях (П.А. Рудик, Н.А. Худатов).

К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; "чувства" времени, ритма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; высокоразвитые качества внимания (концентрация, переключение, распределение); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота и точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на движущийся объект и др.). Овладению тактикой способствуют развитые специфические мыслительные качества: способность к мгновенному анализу поступающей информации о действиях противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мышления и др.

Только многочисленные занятия по психологической подготовке способны выработать в атлетах устойчивые механизмы противодействия агрессивным внешним факторам, в огромном количестве присутствующих на парапланерных соревнованиях. Начиная от бытовых и заканчивая предстартовыми состояниями, режимом сна и его нарушениями, злоупотреблениями, призванными снять накопившиеся стрессы, а по факту только их усугубляющими и многое другое.

9

Интеллектуальная подготовка спортсменов – парапланеристов.

Кто – то может подумать что интеллектуальная подготовка спортсмена – парапланериста сводится к изучению возможностей навигационных приборов и в большинстве Российских школ ,к сожалению ,дела так и обстоят, но на самом деле процесс интеллектуальной подготовки является значительно более глубоким и объемным и направлена по сути, на осмысление всей спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов (Л.П. Матвеев).

Интеллектуальные способности — это не только готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.

По мере повышения уровня спортивных достижений возрастают и требования к интеллектуальным способностям спортсмена, которые развиваются и совершенствуются лишь в той мере, в какой спортсмен интеллектуально активен. Отсюда вытекает необходимость специальной организации и целенаправленного стимулирования интеллектуальной деятельности спортсмена.

В интеллектуальных способностях спортсмена можно выделить некоторые компоненты, которые имеют существенное значение во всех видах спорта и в то же время проявляются в разной мере, в зависимости от специфики спортивной специализации.

В структуре интеллектуальных способностей спортсмена ведущими компонентами являются: способность концентрировать внимание на познании закономерностей спортивной подготовки и эффективном решении задач в процессе тренировки и соревнований, способность к быстрому усвоению специальных знаний и оперированию ими в ходе спортивной деятельности, способность к оперативной переработке информации, полученной в результате наблюдений, восприятий, и реализация ее в соответствующих действиях; способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации; способность мышления, обеспечивающая продуктивность умственной деятельности спортсмена, особенно в сложных ситуациях (скорость и гибкость протекания мыслительных процессов, самостоятельность мышления, широта и глубина ума, последовательность мысли и др.); способность действовать и принимать решения с определенным упреждением в отношении ожидаемых событий.

Интеллектуальная подготовка имеет самое прямое отношение к формированию мотивации спортсменов, его волевой и специальной психологической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей. Будучи тесно связанной с другими компонентами спортивного мастерства, она включает в себя два важных раздела: интеллектуальное (теоретическое) образование и развитие интеллектуальных способностей.

В содержание интеллектуального образования входит совокупность разнообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности. Это могут быть:

• знания мировоззренческого, мотивационного и этического характера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный и личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижений в частности;

* знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и правил поведения;

* знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена (принципы и закономерности спортивной подготовки, естественно-научные и гуманитарные основы спортивной деятельности и т.п.);

* спортивно-прикладные знания, включающие сведения о правилах парапланерных соревнований, спортивной технике и тактике парапланеризма, критериях их эффективности и путях освоения, средствах и методах физической и психологической подготовки, методики построения тренировки, внетренировочных факторах спортивной подготовки, требованиях к организации общего режима жизни и питания, о восстановительных мероприятиях, правилах контроля и самоконтроля, материально-технических, организационно-методических условиях занятий спортом и т.д.

Комплекс перечисленных знаний составляет предмет теоретического образования и самообразования спортсмена. Передача и усвоение знаний в процессе теоретических занятий происходят в тех же формах, какие характерны для умственного образования (лекции, семинары, беседы, самостоятельное изучение литературы). Непосредственно на теоретических занятиях теоретическая подготовка направлена на формирование у спортсменов сознательного и активного отношения к выполнению тренировочных заданий, обеспечивающих повышение уровня физической, технической, тактической, психологической подготовленности, выбору рациональных способов соревновательной борьбы в условиях состязаний и т.п.

Развитие интеллектуальных способностей, отвечающих специфическим требованиям парапланеризма, осуществляется путем выполнения специальных заданий и способов организации занятий, побуждающих спортсмена к творческим проявлениям при создании новых вариантов техники движений, разработке оригинальной тактики состязаний, совершенствованию средств и методов подготовки.

Подробная детализация разнообразных процессов подготовки спортсменов-парапланеристов выведена в прилагающееся к данной работе приложение, в котором подробно разобраны все аспекты и этапы подготовки атлета. Но и приведенных выше аргументов достаточно для того что бы понять всю глубину, всю суть глубоких, коренных проблем стоящих перед Российским спортом СЛА и парапланеризмом, в частности. Полное или частичное отсутствие важнейших видов подготовки спортсменов делает большинство применяющихся на сегодня методов ущербными и неполноценными ведет к отсеиванию большого количества потенциально сильных пилотов, высокому травматизму и даже смертности среди спортсменов. Только комплексный подход основанный на сублимации многолетнего опыта классических знаний теории спорта и спортивных наработок и опыта зарубежных и отечественных топовых школ и пилотов может дать результат в подготовке следующих поколений спортсменов – парапалнеристов.                                          

                           

Глава 2

Организация и методы исследования

Организация исследования включила в себя три основных этапа

1 этап сентябрь – октябрь 2016 года – изучение существующих проблем, связанных с подготовкой спортсменов – парапланеристов в Российской Федерации. Постановка цели и задачи исследования.

2 этап ноябрь 2016 – январь 2017 года – изучение зарубежного опыта, анализ отечественной и зарубежной литературы, интервьюирование ведущих мировых и Российских спортсменов, сублимация и осмысление собственного спортивного опыта, переложение его на классические формы спортивной подготовки

3 этап февраль 2017 – апрель 2017 на основе проведенного исследования -  создание программы подготовки спортсменов – парапланеристов

В исследовании были использованы следующие методы:

- Анализ отечественных и зарубежных источников – печатной и интернет литературы, фото и видеоматериалы процессов обучения и подготовки спортсменов-парапланеристов в России и за рубежом

- Анализ достоинств и недостатков основной принятой в Европе системы обучения пилотов параплана Parapro. Анализ опыта внедрения этой программы на Российском пространстве

-Интервьюирование ведущих мировых и отечественных спортсменов и тренеров

-Анализ собственного 10летнего спортивного опыта

-Анализ классических систем подготовки атлетов, других видов спорта, давно применяемых на практике. Применение этих методов в парапланерном спорте.        

11                                                                  

Глава 3

Результаты исследования

Результатом исследования явилось написание программы подготовки пилотов – парапланеристов адаптированной к современным Российским реалиям и впитавшей в себя лучшие наработки зарубежных и отечественных парапланерных школ с добавлением опыта классических спортивных школ, с заимствованием опыта в том числе и подготовки спортсменов других видов спорта.

Также результатом исследования явилось выявление насущных проблем современной Российской школы, её недостатки и огромные прорехи в системе подготовки не только спортсменов парапланеристов но и представителей рекреационного направления.

Адаптация программы к требованиям министерства спорта Российской Федерации для включения ее в находящийся на завершающей стадии разработки федеральный стандарт по спорту сверхлегкой авиации. Раскладка подготовительных этапов по всем стадиям спортивной подготовки от начальной до спортивного совершенствования.

Безопасность и прогресс – вот основные тезисы новой программы, ставшей конечным результатом данного исследования. Отсутствие форсирования событий, неторопливое и поэтапное продвижение спортсменов по стадиям обучения, закрепление и повторение изучаемых материалов, частое тестирование способностей и состояния атлетов – все это залог максимально возможной безопасности и устойчивого прогресса всех граждан, кто захочет связать свою судьбу со спортивным небом.

Многократное увеличение количества часов наземной подготовки должно поспособствовать уверенному и безопасному освоению навыков пилотирования, еще на земле, в безопасных условиях ,когда начинающему курсанту ничего не угрожает. Постепенное и глубоко индивидуальное доведение будущего атлета до стадии первых полетов, использование различных тренажеров и симуляторов.  Параллельно привитие серьезного отношения к небу в целом и парапланерному спорту в частности. Развитие интеллектуальных навыков пилота. Умение понимать и ориентироваться в воздушном пространстве.  Умение с самых первых шагов осознавть себя частью стихии, ответственно относится к своей и чужим жизням. Уважительно относится к инструкторскому составу, руководителям полетов и к воздушному законодательству РФ.

Отсутствие единого федерального стандарта является препятствием в дальнейшем развитии спорта СЛА на территории РФ.  Скорейшее принятие федерального стандарта на основе программ обучения, в частности представленной в данной работе, способно кардинальным способом изменить ситуацию в спорте СЛА. Уменьшить травматизм, многократно увеличить количество занимающихся. Государственная помощь способна убрать полностью или значительно снизить негативный финансовый аспект ,являющийся основным препятствием для многих желающих заниматься парапланеризмом.

Открытие центров спортивной подготовки необходимо провести сначала в центральных городах, а за тем и по всей России. В совокупности с государственным финансированием центры способны привлечь сотни и тысячи заинтересованных граждан из всех слоев общества. Сделать парапланеризм доступным для всех – вот основная цель. Ведь полеты не совместимы с вредными привычками и сложно переоценить значение данных программ для здоровья нации в целом. Исследования современных европейских медиков наглядно доказывают прямую зависимость между занятиями умеренно экстремальными видами спорта и продолжительностью человеческой жизни. Попросту говоря – разумные, зря не рискующие пилоты живут дольше среднестатистического обывателя и с более высоким качеством жизни. Для многих людей именно возможность летать, а не спортзал или велосипед, может стать сильным стимулом порвать с вредными привычками , таким как телеобжорство  ,злоупотребление алкоголем и прочее. Сложно переоценить воздействие полетов и самой возможности летать на подростков.      Самостоятельно летающий пилот, как ни кто другой попадает под модное молодежное понятие – крутой.  Такой юноша или девушка уже вряд ли соблазниться дешевыми алкогольными коктейлями или наркотиками , только от одного осознания того, что таким образом он (она) может закрыть себе путь в небо на всегда.

Выявлена необходимость ужесточения и систематизации инструкторской деятельности.  Многочисленные доморощенные инструктора, зачастую едва сами нучившиеся летать, настоящий бич современной реальности обучения парапланеризму в России. В западных странах , таких как Франция или Швейцария невозможно предстваить себе инструктора без специальных лицензий, получаемых тяжелыми годами обучения и сдачи совсем не простых инструкторских экзаменов. Существующий же сегодня в России принцип – сам назвался, сам инструктор - пагубнейшим образом влияет не только на общий уровень подготовки пилотов, но и на общее отношение общественности к спорту СЛА. Создает тяжелые предпосылки для массового травматизма среди обучающихся. Дискредитирует саму идею этого прекрасного спорта.

Обозначена необходимость максимального  возможного взаимодействия между ведущими инструкторами и школами России. В будущем , после создания сети ЦСП крайне желательно создание системы обмена опытом, проведения конференций и семинаров. Многочисленных курсов повышения инструкторской квалификации. Заимствование зарубежного опыта. Приглашение зарубежных специалистов, как спортсменов так и тренеров на подобные семинары. Отправка за счет бюджета лучших Российских специалистов на курсы повышения квалификации ведущих Западных держав.

Всяческое поощрение региональных спортивных федераций и клубов для проведения максимального количества региональных, Всероссийских и международных соревнований на территории Российской федерации. Создание дополнительной инфраструктуры, привлечение внимания общественности к парапалнерному спорту, освещение проводимых соревнований в любых доступных СМИ (интернет , телевидение и т.д.) все это способно сделать спорт СЛА по настоящему массовым, таким как в Европейских странах.

Малое присутствие гор и большое количество равнин на европейской части РФ необходимо использовать для продвижения нового типа соревнований и обучения, проводящихся при помощи СМС (средств механического старта). Маршруты Курской и Орловской областей к примеру могут составлять 100, 150 а то и 200 км за спортивный день, что не может не привлечь внимание не только Российских, но и лучших международных атлетов. Не так давно в 2015 году равнинные соревнования проводимые под Санкт-Петербургом – Кубок Белых Ночей посетил один из лучших мировых пилотов – Юрий Видич (Словения) и остался крайне доволен всем увиденным, заявив что у подобных соревнований большое будущее.

Поощрение участия выпускников и курсантов ЦСП в максимальном количестве проводимых по всему миру соревнований. Впитывание опыта иностранных спортсменов и передача его затем в Росси должно стать основой для будущего развития спорта и побед Российских атлетов на международной арене.

Рекреационное направление , массовый спорт людей летающих не ради рекордов и побед а ради удовольствия и полноты жизни, должны так же поддерживаться на уровне государства. Пропаганда ЗОЖ должна включать в себя в том числе и материалы о парапалнерном спорте. Видеоролики ,интернет баннеры и прочее. Количество граждан любящих и умеющих летать на параплане в частности является и показателем общего состояния качества жизни в стране. С подобными исследованиями и высказываниями можно столкнуться в западной прессе. Пока что по количеству занимающихся самостоятельно и в клубах парапланеристов мы очень сильно отстаем от передовых стран (речь идет о десятках раз) что конечно же не может не сказываться пагубным образом как на состоянии всего спорта в частности, так и общего положения дел в рекреации.

Параллельно с поддержкой ЦСП, спорта в целом и рекреационного направления парапланеризма ,нельзя забывать о поддержке отечественных производителей парапланерного оборудования. Только таким образом можно сделать спорт еще более доступным для масс, снизив суммарную стоимость комплекта оборудования и сделав ее доступной даже для малообеспеченных слоев населения.

c942481a4d43094e8324fd45432d6560

Отдельно следует отметить острую насущную проблему контактирования и взаимодействия пилотов СЛА с органами ОРВД, зачастую старающимися не замечать сверхлегкую авиацию, отмахивающуюся от проблем АОН, как от назойливых мух. Последние попытки введения специальных тренировочных зон для парапланеристов и дельтапаланеристов под Санкт-Петербургом потерпели фиаско наткнувшись на абсолютное не  понимание со стороны чиновников Росавиации. Усилия контактной группы были названы «попыткой пиратского захвата воздушного пространства» , конечно же с таким подходом невозможно говорить о полноценном развитии спорта СЛА. По всей видимости только вмешательство государства ,воздействие сверху на уровне министерств способно сдвинуть ситуацию с мертвой точки, но безусловно, что комплексный подход, предлагаемый в настоящей аттестационной работе способен к содействию в налаживания взаимопонимания спортивных и транспортных структур РФ.

Представленные выше проблемы и трудности, выявленные в результате исследования конечно же являются только вершиной айсберга.  Полноценный анализ всех нюансов и тонкостей работы, может занять многие месяцы. Выявление других аспектов может возникнуть только в процессе налаживания и выполнения рекомендаций. Необходимо твердо осознавать, что спорт сверхлегкой авиации ,как связанный с использованием воздушного пространства является зоной повышенных рисков и внимания, но опыт западных стран говорит что пилоты парапланеристы легко уживаютс я с военной и гражданской авиацией и любые вопросы и противоречия решаются достаточно просто в случае взаимного желания сторон пойти друг другу на встречу.

Новое государство, новая Россия, строителями которой мы все с вами являемся в настоящий момент должна отвечать интересам всех слоев общества. На основе общественного диалога по примеру ведущих стран Европы мы должны искать консенсусы в решении всех спорных вопросов, ведь ущемление прав одних за счет других делает людей несвободными а государство неправовым.

Только вместе, единым фронтом мы добьемся роста и гармоничного развития во всех отраслях жизнедеятельности страны в целом и в частности спорта, спорта СЛА, и самого яркого и популярного его направления –парапланеризма!

Выводы

В результате исследования выявлена острая необходимость в открытии специальных центров спортивной подготовки пилотов СЛА и парапалнеристов в частности. Необходимость государственного финансирования, без которого коммерческая составляющая обучения пагубнейшим образом влияет на качество обучения будущих спортсменов, отдавая все процессы на откуп совести самозваных инструкторов. Необходимость внедрения четкой и понятной системы подготовки как спортивных так и инструкторских кадров.

Внедрение единого стандарта обучения на основании данной программы в совокупности с финансовой помощью государства способно привлечь сотни новых курсантов, увеличить количество людей со здоровым образом жизни, помочь сотням трудных подростков найти себя, вырастить сильную спортивную смену ,способную конкурировать на самом высоком мировом уровне.

Практические рекомендации

  1. http://vpodaroknebo.ru/assets/tpl/images/volna_s.png") center bottom repeat-x; margin-bottom: 20px;">Подготовка и внедрение единого федерального стандарта по спорту СЛА на основе разработанной программы
  2. http://vpodaroknebo.ru/assets/tpl/images/volna_s.png") center bottom repeat-x; margin-bottom: 20px;">Открытие сначала в центральных городах (Москва, Санкт-Петербург) а затем и по всей России ,центров спортивной подготовки пилотов СЛА
  3. http://vpodaroknebo.ru/assets/tpl/images/volna_s.png") center bottom repeat-x; margin-bottom: 20px;">Постепенный перевод частных и клубных инструкторов на государственную работу по единым стандартам
  4. http://vpodaroknebo.ru/assets/tpl/images/volna_s.png") center bottom repeat-x; margin-bottom: 20px;">Создание системы взаимодействия и обмена опытом новообразованных ЦСП. Проведение регулярных (не реже 1 раз в год) семинаров руководителей по обмену опытом.
  5. http://vpodaroknebo.ru/assets/tpl/images/volna_s.png") center bottom repeat-x; margin-bottom: 20px;"> Приглашение зарубежных специалистов подготовки спортсменов СЛА
  6. http://vpodaroknebo.ru/assets/tpl/images/volna_s.png") center bottom repeat-x; margin-bottom: 20px;">Организация проведения максимального количества региональных ,всероссийских и международных соревнований на территории РФ
  7. http://vpodaroknebo.ru/assets/tpl/images/volna_s.png") center bottom repeat-x; margin-bottom: 20px;">Участие выпускников ЦСП в максимальном количестве соревнований различного уровня проводимых в мире
  8. http://vpodaroknebo.ru/assets/tpl/images/volna_s.png") center bottom repeat-x; margin-bottom: 20px;">Поощрение и поддержка рекреационного направления спорта СЛА параплан – полет парящий, как способствующего общему укреплению здоровья граждан
  9. http://vpodaroknebo.ru/assets/tpl/images/volna_s.png") center bottom repeat-x; margin-bottom: 20px;">Активная работа с органами ОРВД по всей стране. Признание официальных зон, специально отведенных для тренировок спортсменов СЛА
  10. http://vpodaroknebo.ru/assets/tpl/images/volna_s.png") center bottom repeat-x; margin-bottom: 20px;"> Налоговое поощрение, отечественных производителей спортивного парапланерного оборудования. Выделение грантов на разработку новых технологий и продуктов, новых материалов. Выведение отечественных производителей парапланерной техники и материалов для техники, на уровень мировых стандартов, способных конкурировать с ведущими западными производителями.
  11. http://vpodaroknebo.ru/assets/tpl/images/volna_s.png") center bottom repeat-x; margin-bottom: 20px;">Активное поощрение международных связей в области СЛА, поддержка инициативы международной федерации аэронавтики (FAI) по внесению спорта СЛА парапланеризм – полет парящий в список летних олимпийских программ на ближайших олимпиадах.obchaja

Список использованной литературы

Зигмунт Френкель. "Введение в параглайдинг", Трим Авиэйшн , М., 1994, 190 стр.

Игорь Волков. «Мечта летать», ООО «Сфинкс», М., 1999, 223 стр.

Электронный источник. Параплан. Руководство к применению. Киев, 2002, 23 стр А4

Бурхард Мартинс. «Книга Термиков. Учебник по маршрутным полетам», Гималайя, Брянск, 2009, 216 стр.

Электронный источник. Денис Пегин. «Понять небо», 25 стр А4

Виктор Гончаренко. «Техника и тактика парящих полетов». ДОСААФ, М., 1975, 232 стр

Хельмут Райхман. «Полеты на планерах по маршрутам», Таганрог, 1982, 195 стр.

Электронный источник. Методическое пособие по организации и выполнению полетов на парапланах с использованием средств механизированного старта (СМС).

Валерий Жеглов, Виктор Рыбкин, Олег Мацепуро. Учись летать на дельтаплане. ДОСААФ, М., 1980, 208 стр

Электронный источник . КУЛП-СД-88. ДОСААФ 80стр. А4

А.Мартынов «Ментальная подготовка пилотов СЛА» Москва, «Гималайя» 2012, 200 стр.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 2000. – 486 с. 

Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. М., 1980. 

Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: ФиС, 1969. - 88 с. 

Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977. 

Курашвили В.А. Методические пособие. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии. ГУ «Центр инновационных спортивных технологий Москомспорта». М.: Медиалабпроект. – 2008.

Электронный источник. Программа подготовки авиационного персонала на сверхлегких летательных аппаратах (ППАП СЛА – 2004)