Автор - Егор Смирнов

Данная статья написана для учеников клуба SkyStream, но с минимальными изменениями, скорее всего, подойдет и для других российских парапланерных клубов. Принципы обучения везде похожи.

Итак, вы хотите научиться летать на параплане. Парить в восходящих потоках вместе с птицами, смотреть на мир с высоты, чувствовать лицом ветер и трогать облака — и все это без тарахтящего мотора. Отлично. Возможно, вы уже оплатили занятия, или приобрели один из сертификатов. Вас, скорее всего, добавили в клубный ученический чат в мессенджере, но никто не спешит вам писать и говорить, что делать дальше. Как же приступить к занятиям?

 
Высота больше километра, крылья в воздухе под вами, горизонт в голубой дымке — такие полеты станут доступными для вас ближе к концу обучения

Чтобы эффективно организовать свое обучение и как можно быстрее достигнуть желаемой цели (свободных полетов на большой высоте, в горах, участия в соревнованиях, или ради чего еще вы всем этим решили заниматься), стоит понять несколько основных вещей:

Темп обучения зависит только от вас. Клуб это не школа и не университет, никто не будет активно зазывать вас на занятия, подгонять и силой запихивать в подвесную систему. Мы тут все-таки занимаемся экстремальным спортом, в который каждый должен прийти сам, добровольно и только когда будет готов. В итоге вы сами выбираете, когда приезжать на занятия и сколько времени уделять обучению. Клуб предоставляет вам возможность летать и учиться, но реализовать эту возможность вы должны сами.

Мы сильно зависим от погоды. Для полетов нужны подходящие условия. В первую очередь важна сила ветра. Ветер не должен быть слишком слабым — в штиль или 1-2 метра в секунду вы не сможете заниматься наземной подготовкой, не сможете поднять и удержать крыло. В сильный ветер 5-6 и более м/с вас уже будет сдувать, особенно поначалу и без опыта.
Для занятий новичков хорошо подходят облачные дни с ветром силой 2-4 м/с, естественно без осадков. Облачность не должна быть слишком низкой: высота затяжки 400-500 метров, облака должны быть выше (а зимой в Питере часто сплошная облачность уже на 200-300 метрах).

 
Пример хорошей ученической погоды с сайта WindGuru: ветер 3-4 м/с, без осадков, сплошная облачность снизит термическую активность и турбулентность воздуха, что тоже хорошо для начинающих. А вот для опытных пилотов это минус: на маршрут улететь, скорее всего, не удастся.

К сожалению, точность предсказания погоды в плане силы ветра оставляет желать лучшего. Более-менее точный прогноз доступен лишь накануне, больше суток — точность уже заметно падает. Смотреть прогнозы за неделю и более уже абсолютно бесполезно, это тыканье пальцем в небо. При этом если для температуры плюс-минус пара градусов ошибки это некритично, то вот для ветра погрешность в пару м/с может уже означать разницу между летным и нелетным днями. Поэтому как правило предварительное решение о полетах принимается за 2-3 дня, точное — вечером накануне. И даже так бывают обидные обломы: вы приезжаете на поле, а ветер чуть-чуть сильнее чем надо, и вас не выпускают в воздух.

Неудачный день, за весь день полетать так и не удалось из-за ветра. Зато хотя бы подвесную систему настроил
 
Неудачный день, за весь день полетать так и не удалось из-за ветра. Зато хотя бы подвесную систему настроил

Не нужно обижаться на злых инструкторов, которые отказываются отправлять вас в полет из-за сложных условий. Особенно если другим летать разрешают. Особенно если вы с большим трудом организовали себе выходной, чтобы приехать на поле, и вам жаль его потратить, так и не полетав.

Да, это обидно, когда вы стоите на земле, а другие летают, но, как говорится: «лучше стоять на земле и жалеть, что ты не в воздухе, чем быть в воздухе и жалеть, что ты сейчас не на земле». Достаточно разик увидеть, как у вас на глазах опытный пилот с трудом отлавливает крыло после пойманного на малой высоте термического пузыря, или садится спиной вперед во внезапно налетевшем порыве ветра, чтобы все вопросы к инструкторам на эту тему отпали.

Ветер поставил эффектную точку в спорах о пригодности дня для полетов, сломав столб с колдуном. Наверное, не стоит обижаться на инструкторов, которые в такую погоду не выпускают вас летать
 
Ветер поставил эффектную точку в спорах о пригодности дня для полетов, сломав столб с колдуном. Наверное, не стоит обижаться на инструкторов, которые в такую погоду не выпускают вас летать

Никто не сможет составить вам четкий график обучения. Зависимость от погоды представляет огромное неудобство и не позволяет заранее спланировать график выездов на поле. Никто не сможет вам сказать, когда вы сможете снова полетать и как быстро закончите свое обучение. Особенно, если вы пришли в клуб осенью или зимой — в это время легко может не оказаться ни одного летного дня за весь месяц. Поэтому желательно ловить все возможности и искать способ приехать в любой летный день, ведь неизвестно, когда подвернется следующий.

Про предсказания погоды, про то как они работают, что это за магические аббревиатуры типа GFS и ECMWF на серьезных погодных сайтах и почему это все так непросто, можно прочитать в статье //vk.com/@pogoda812-kak-mashiny-predskazyvaut-nam-pogodu

Первое занятие

Итак, вы осознали все вышесказанное, готовы учиться, сложности с погодой вас не пугают. Что дальше? А дальше вам необходимо приехать на первое занятие на поле.

Как приехать?

Когда случается летная погода, в группах и чатах клуба публикуются объявления: в какой день и в какое время будут полеты. Как было сказано выше, предварительное объявление обычно делают за 2-3 дня, финальное — накануне.

Обучение полетам: первое занятие, что брать, куда ехать, изображение №5
 

Список парадромов с координатами есть на сайте, за редкими исключениями мы почти всегда летаем в Волосовском районе Ленинградской области, рядом с поселком Сумино.

В этот день на поле собираются все. Лебедочная команда обеспечивает затяжки в небо, свободные пилоты разлетаются по своим маршрутам или спортивным задачам, тандем-пилоты катают пассажиров, инструктора учат, ученики (кто приехал) — учатся.

Кто взлетает, кто готовится, везде барахло, машины, люди и крылья — типичный летный день на поле
 
Кто взлетает, кто готовится, везде барахло, машины, люди и крылья — типичный летный день на поле

Полеты обычно бывают на выходных, но нередко бывают и на буднях. Будние дни оптимальны для обучения: в эти дни людей на поле мало, инструктора смогут уделить вам максимум внимания, не будет длинных очередей на затяжку. Так что если ваш рабочий график позволяет — будни это ваш лучший выбор.

Вы можете приехать в любой летный день, увидев объявление в чате. Повторюсь, никто лично вам писать и звать, скорее всего, не будет. Каждый выбирает дни приезда для себя самостоятельно и сам добирается до поля.

Решившись приехать, стоит написать о своем намерении в ученическом чате, чтобы инструктора точно знали, что будут ученики, с которыми необходимо заниматься. Инструктора тоже люди, если в ученическом чате никто не изъявит желания приехать учиться, то они со спокойной совестью или не приедут вообще, или сами куда-нибудь улетят с утра.

Поля, с которых мы летаем, находятся в пределах часа-полутора езды от города. Если у вас есть машина, то все просто. Если нет — можно попробовать найти себе попутчиков в том же чате.

Люди с машинами иногда ищут попутчиков в чате. Али — инструктор, дорога с ним — это еще и возможность получить бесплатную лекцию и не тратить время на теорию на поле
 
Люди с машинами иногда ищут попутчиков в чате. Али — инструктор, дорога с ним — это еще и возможность получить бесплатную лекцию и не тратить время на теорию на поле

Если своей машины нет, а попутчиков найти не удалось — можно доехать на общественном транспорте, на сайте описано как именно. В Волосово есть Яндекс-такси, таксисты спокойно возят на поле прямо к точке старта.

Сама точка может меняться, в разные дни в зависимости от направления ветра старт может находиться в разных углах поля. Конкретную геолокацию старта обычно кидают в чаты с утра, когда команда разворачивает лебедку.

Добравшись до поля, приходите к тому месту, где стоит колдун (полосатый носок на палке — ветроуказатель), рядом с ним обычно и находятся администраторы и члены команды, они вам покажут инструктора, вам подберут оборудование и вы сможете приступить к занятиям.

Что будет происходить?

В свой первый день вы, скорее всего, познакомитесь с устройством параплана и подвесной системы, вам подберут подходящий ученический комплект, ответят на вопросы. Далее все ваше обучение будет состоять из:

  • Наземной подготовки. Поначалу вы не будете летать, вы будете бегать по земле с крылом и учиться его контролировать. Находясь при этом в относительной безопасности стоя на земле, а не вися в небе. Вам предстоит научиться поднимать крыло, выводить над головой, удерживать там.
    Наземка это тяжело, это серьезные физические нагрузки, и это совсем не то, что люди обычно ожидают от обучения полетам. И поначалу вообще ничего не получается, и хочется все бросить. Но именно так формируются первые навыки управления крылом, без которых выпускать человека в воздух просто опасно, так что необходимо вытерпеть и превозмочь. Зато потом все станет сильно легче, проще и безопаснее.
Наземная подготовка — поднять крыло, удержать над головой, не дать ветру его уронить
 
Наземная подготовка — поднять крыло, удержать над головой, не дать ветру его уронить
  • Учебных тандемов. Первые несколько раз вы слетаете в тандеме с инструктором. Привыкнете к ощущению полета, вам передадут управление и дадут порулить на безопасной высоте и под присмотром.
  • Самостоятельных полетов с радиоведением. Через некоторое время настанет волнующий черед самостоятельных полетов. Инструктор будет руководить вами по рации с земли, под его руководством вы будете выполнять различные упражнения и учиться контролировать крыло уже в воздухе.
    Тут уже все зависит от вас, инструктор может дать вам по рации совет или команду, но не может потянуть за клеванты. Поэтому решение о разрешении самостоятельного полета принимается основываясь на том, как вы освоили контроль крыла на земле. И если с наземкой у вас пока не очень — в воздух вас не выпустят для вашей же безопасности.
Радиоведение в первом полете
 
Радиоведение в первом полете

То, что вы успеете сделать в первый день, зависит как от ваших способностей, так и от условий. В штиль вы не сможете эффективно заниматься наземной подготовкой, а в сильный порывистый ветер или иные сложные условия вас не выпустят в полет.

Как правило, у учеников уходит 2-3 дня тренировок, чтобы более-менее научиться поднимать и контролировать крыло, так что не стоит рассчитывать, что в первый же день вы уже полетите самостоятельно. Хотя, конечно, все зависит от личных навыков, уровня моторики и способностей. Кому-то требуется больше времени, кому-то меньше.

Ученические полеты обычно проходят либо рано утром, где-то с 8 до 11 часов, либо ближе к вечеру, после 16. С 11 до 16 — пик термической активности, солнце жарит сильнее всего, генерируются мощные восходящие потоки и турбулентность. Это хорошие условия для опытных пилотов и маршрутных полетов, но они не подходят для первых полетов новичков. Поэтому планируйте оставаться на поле до вечера, ведь именно после 16-17 часов больше шансов, что вам разрешат лететь. В дневные часы ученики летают только в пасмурную погоду, когда солнечный прогрев и термическая активность ограничены облаками.

Что взять с собой?

На поле вы, скорее всего, проведете целый день. Причем вам придется заниматься активной физической деятельностью на наземной подготовке. Поэтому с собой стоит иметь:

  • Удобную, не стесняющую движений одежду. Желательно еще и ту, которую не очень жалко, так как время от времени вы будете падать, не удержав крыло. Не попробовав, сложно представить, какую силищу получает обычный ветер, если ему подставить 20-30 квадратных метров ткани.
  • Удобную обувь. Этот пункт очень важен: легко можно повредить ногу, бегая с крылом по неровному полю, не заметив выбоину в густой траве. Лучше всего подходят трекинговые ботинки с защитой голеностопа.
    Если у вас таких нет — на первый раз подойдет любая удобная спортивная обувь, но именно покупкой хорошей полетной обуви стоит озаботиться в первую очередь при продолжении занятий.
    Общие требования: прочная, с жесткой поддержкой голеностопа, с толстой подошвой, способной погасить удар в землю при посадке.
    Берцы, кстати, не очень хорошо подходят, потому что они хоть и высокие, но с мягким голенищем.
Существуют специальные парапланерные ботинки (например, марки Hanwag), но стоят они недешево
 
Существуют специальные парапланерные ботинки (например, марки Hanwag), но стоят они недешево
  • Ветровку или иную непродуваемую одежду. Когда дело дойдет до полетов, вы быстро узнаете, что на высоте 400-500 метров уже ощутимо холоднее, чем у земли. Плюс добавляется встречный поток воздуха на скорости 8-10 м/с.
  • Перчатки. Хватать стропы голыми руками, особенно когда они вырываются в сильный ветер, очень неприятно.
    Сгодятся любые, которые не очень жалко. Зимой — теплые горнолыжные, летом — хотя бы тонкие тканевые. На крайний случай сойдут дешевые рабочие перчатки из строительного магазина — лучше так, чем голыми руками.
  • Если у вас есть свой шлем (например, горнолыжный), или подшлемник — берите их. В клубе шлем, вам, конечно, дадут, но приятнее носить свой, а не пропитанный потом десятков учеников общественный.
  • Все остальное, необходимое для долгого пребывания на открытом воздухе: воду, еду, средства от солнца и от комаров и т.п.

Что дальше?

В ваш курс, скорее всего, входят несколько десятков оплаченных затяжек на лебедке, на которые у вас может уйти от нескольких недель до года и более. Плюс обязательные несколько занятий на склоне, где вы отработаете методы самостоятельного старта без лебедки.

Осенью в клубе читается теоретический курс, с лекциями по аэродинамике, опасным режимам полета, метеорологии и т.п. Часть этих знаний, непосредственно необходимых для полета, вы получите на поле, но более серьезная теоретическая подготовка будет дана позже в клубе в городе.

Осенняя лекция в клубе
 
Осенняя лекция в клубе

После окончания курса вы сдадите экзамены (теоретический осенью после лекций, практический — когда отлетаете все входящие в курс полеты) и получите клубную лицензию.

Но стоит понимать, что за учебный курс вы получите только базовые навыки полета и управления крылом, а чтобы стать полноценным самостоятельным пилотом вам предстоит еще многому учиться. Полеты в сложных условиях, стратегия и тактика маршрутных полетов, метеорология, различные популярные летные места — все это предстоит изучать и набираться практического опыта.

Лучше всего на первых порах получать этот опыт на клубных выездах. Наш клуб устраивает их несколько раз в год. В таком выезде с вами будут знающие вас инструктора, привычное вам снаряжение. Полеты там совмещаются с теоретическими лекциями, а опыт горных полетов в красивых местах дает море мотивации и желания продолжать заниматься парапланеризмом.

Выезд в Дагестан — совершенно непохожий на нашу равнину лётный опыт
 
Выезд в Дагестан — совершенно непохожий на нашу равнину лётный опыт

Объявления о выездах, как правило, делаются в тех же общих чатах за несколько месяцев. Сам выезд обычно занимает 10-14 дней (меньше чем на 10 дней ехать обычно смысла нет, всегда есть риск попасть на несколько дней нелетной погоды). Все заботы по организации (проживание, перелет, трансфер, транспорт до горы) ложатся на плечи инструкторов, от вас требуется только заплатить и летать-летать-летать.

Кроме крупных выездов, иногда устраивают небольшие выезды на день-два в Ленобласть и соседние регионы. Ильмень, Изборск и несколько других мест. Тут тоже все зависит лишь от вашей активности, кто на объявление откликнулся — тот и едет. Правда, рядом с Санкт-Петербургом многие места не такие простые (сложные ограниченные старты и посадки), совсем уж новичков туда могут не взять.

Обучение полетам: первое занятие, что брать, куда ехать, изображение №13
Обучение полетам: первое занятие, что брать, куда ехать, изображение №14
Обучение полетам: первое занятие, что брать, куда ехать, изображение №15
3 из 3
 
 

Ну а дальше — становление самостоятельным пилотом. Самостоятельные выезды, участие в соревнованиях (про соревнования я уже писал //vk.com/@1567-kak-prohodyat-xc-sorevnovaniya-po-paraplanerizmu" style="color: var(--article-text-link-color, #529ef4); text-decoration: underline; cursor: pointer;" title="https://vk.com/@1567-kak-prohodyat-xc-sorevnovaniya-po-paraplanerizmu">отдельную статью) и прочие прелести нашего вида спорта.

Но любой путь начинается с первого шага, и я надеюсь, что эта статья немного прояснит вам, как именно этот первый шаг сделать.

Обучение полетам: первое занятие, что брать, куда ехать, изображение №16