Про приборы
В этой статье пробежимся по основным возможностям парапланерных полетных приборов и их основным категориям. Рассмотрим, для каких сценариев полетов какие приборы подходят, и с чего можно начать новичку.
Функции приборов
Все парапланерные приборы реализуют одну или несколько базовых функций, которые вам могут понадобиться в полете:
- Отображение вертикальной скорости. В воздухе ориентиров нет, поэтому на глаз вы скорость не определите, ваш вестибулярный аппарат тут тоже не поможет (человек умеет ощущать ускорение, но не скорость). Нужен прибор, который называется вариометр.
Парапланерные вариометры обычно сообщают о подъеме/спуске писком разной тональности.
Для работы нужен датчик давления (барометр). Если его нет, можно использовать GPS показания высоты, но этот способ намного менее точен. - Навигация. Карты, ваше местоположение, запись трек-лога вашего полета. Для этого в приборе должен быть GPS модуль.
- Соревнования. Точки, соревновательные маршруты, всякие алгоритмы расчета оптимальных линий и долётов до финиша.
- Всякие дополнительные полезные фишки. Прибор может рассчитывать скорость и направление ветра, показывать вам последние найденные вами восходящие потоки, подсказывать в какую сторону крутить поток и т. п.
Виды приборов
Парапланерных приборов напридумывали на любой кошелек и под любые задачи. Стоимость на них колеблется от пары тысяч рублей за простую пищалку то сотни тысяч и более за крутой соревновательный прибор.
Вкратце перечислю основные форм-факторы устройств с примерами.
Пищалки
Самый простой вид вариометра. Обычно в виде маленькой коробочки с одной кнопкой. Стоит 3–5 тысяч рублей. Пример:
https://vpodaroknebo.ru/elektronika/variometr-pishhalka
Такой приборчик умеет только пищать, показывая вашу вертикальную скорость, и больше ничего. Но для поиска восходящих потоков и этого будет достаточно.
Есть пищалки чуть более продвинутые, с поддержкой Bluetooth. Они могут подключаться к другим полетным приборам и работать в качестве внешнего датчика высоты. Например, если вторым устройством вы используете смартфон, но в вашем смартфоне нет барометра – можете докупить такую пищалку и существенно повысить точность определения высоты смартфоном. Стоят чуть дороже, около 7 тысяч рублей.
Пример – пищалка «Баклан»
https://vpodaroknebo.ru/elektronika/variometr-pishhalka-baklan%C2%A0
Вариометры с экраном
Такие приборы выглядят уже более серьезно. Имеют экран и какие-то дополнительные опции (запись логов полетов, настройки, отображение профиля высот текущего полета). В этих приборах все еще нет GPS, а из датчиков только барометр. Но дополнительная информация (профили высот, цифровые значения скоростей на экране, усреднения по времени) на самом деле очень помогают.
Я сравнивал в Дагестане, со своим Flymaster B1 я набирал лучше и выше, чем с обычной пищалкой без экрана. Когда на экране видишь, как растут цифры скороподъемности, легче искать ядро потока и можно эффективнее набирать высоту. Пищалка все-таки не способна обеспечить такую точность, так как имеет всего 2–3 градации звука.
Цена на такие приборы уже лежит в диапазоне 20–25 тысяч рублей.
Пример в нашем магазине – Flymaster Vario SD https://vpodaroknebo.ru/elektronika/variometr-flymaster-vario-sd
Приборы для маршрутных полетов
Если вы уже перешли к маршрутным полетам, вам понадобится прибор с возможностью навигации. Как минимум – поддержка GPS, отображение карты местности и вашего местоположения. Для полетов на соревнованиях вам еще понадобится запись трека маршрута (по которому потом определяются ваши очки) и на продвинутом уровне – всякие хитрые вычисления и подсказки типа «нужно ли мне тратить время и крутить дальше поток, или с такой высоты я уже долечу до финиша по прямой».
Тут у вас есть два основных варианта действий. Либо использовать смартфон с установленным на нем ПО, либо купить специальный прибор.
При этом чем дальше, тем меньше разницы. Если раньше производители приборов под свои устройства делали свое собственное ПО, со своим интерфейсом и фишками, то теперь все больше производителей занимается только железом. И их приборы – это, по сути, специализированный Android смартфон или планшет. С хорошими сенсорами (GPS, барометром, гораздо лучше тех, что стоят в обычных смартфонах), с хорошим экраном, большой батареей, защитой от ударов и т. п. А дальше на него пилот может накатить любое любимое полетное приложение, например XCTrack.
Примерами таких приборов может послужить серия Oudie от Naviter:
https://vpodaroknebo.ru/elektronika/oudie-nf
А есть еще и варианты с собственной прошивкой и интерфейсом от производителя, как Flymaster NAV SD
https://vpodaroknebo.ru/elektronika/variometr-flymaster-nav-sd
Цены на такие приборы обычно соответствуют ценам на хорошие и топовые смартфоны, начинаются от 30–40 тысяч и дальше до бесконечности.
Смартфон
Совершенно не обязательно покупать какой-то сложный дополнительный прибор. На обычный смартфон можно установить полетное приложение и пользоваться им. В современных приложениях, как правило, есть все возможные функции, от вариометра до помощников в термиках и навигации по соревновательным таскам.
Популярные приложения для полетов:
- XCTrack (https://play.google.com/store/apps/details?id=org.xcontest.XCTrack) – наиболее популярный выбор, есть только на Android
- У владельцев iPhone популярен SeeYou Navigator (впрочем, под Android он тоже есть) https://naviter.com/ru/seeyou-navigator/
- У тех, кто любит простоту и олдскул – LK8000 https://play.google.com/store/apps/details?id=org.lkbeta
Хорошим вариантом может быть сочетание из смартфона и пищалки с Bluetooth. Или как летаю я: смартфон для трекинга и навигации с установленным XCTrack, отдельный вариометр с экраном (Flymaster B1) для набора высоты и обработки потоков.
Для полетов можно купить б/у смартфон на Авито. Так вы сможете, во-первых, не рисковать своим основным хорошим телефоном, а во-вторых, так можно купить недорого флагманскую модель прошлых лет, в которой будут все нужные датчики, хороший экран и аккумулятор.
Наличие бародатчика в смартфоне уточняйте дополнительно. Даже одна и та же модель смартфона может иметь разные версии (например, с разным объемом памяти), и этот датчик может быть только в некоторых из них. Сами продавцы могут быть не в курсе, есть он или нет.
Прибор vs смартфон
Никто вам не мешает взять одно из перечисленных выше приложений, поставить его на свой собственный телефон и получить все функции (треки, GPS, навигацию, всякие ассистенты и помощники) практически даром. Но у специализированного прибора есть ряд преимуществ перед смартфоном:
- Лучшие датчики. GPS в большинстве мобильных телефонов плох, и ваш трек полета будет больше похож на кардиограмму с огромными скачками туда-сюда. А барометров в большинстве моделей телефонов вообще нет.
- Лучше экран. В чистом небе под палящим солнцем на экране обычного смартфона можно что-то разглядеть только на максимальной яркости. А во многих специальных парапланерных приборах используются монохромные дисплеи, которые хорошо читаются на ярком солнце и при этом потребляют мало энергии.
- Лучше батарея. Обычного смартфона в режиме GPS + максимальная яркость хватает на 3–4 часа полета, а прибор проработает в несколько раз дольше – как за счет лучшей батареи, так и за счет оптимизированного энергопотребления.
- Лучше интерфейс. Приборы часто снабжены физическими кнопками, которые удобно нажимать в полете в перчатках, в отличие от тыканья в экран смартфона.
- Защита от ударов, намокания, повышенная прочность.
Платить за все это приходится немаленькой ценой. Тут уж каждый может решить сам, стоит оно того или нет.
С чем же в итоге летать?
Выбор устройств зависит от вашего кошелька и задач. Ниже приведу некоторые варианты для разных этапов развития пилота.
Обучение
Первые полеты будут проходить сверху вниз, без обработки потоков, так что с самого начала прибор вам не нужен вообще, и будет только мешаться и отвлекать.
Когда вы перейдете к попыткам выпарить в восходящих потоках – вам нужен будет любой вариометр. Подойдет самый простой – например, простая пищалка.
Самостоятельные маршрутные полеты
Когда вы начнете летать в термичку и улетать со своего поля, вам уже понадобится навигация. Дальше у вас есть выбор:
- Специализированный прибор с GPS
- Смартфон с полетным ПО, плюс если в нем нет бародатчика – отдельный вариометр или отдельный датчик для подключения к смартфону.
Если на этапе обучения вы уже купили пищалку или простой вариометр, то добавьте к нему смартфон, и вам этого набора хватит надолго.
Полеты в динамике
Если вы летаете на Можайке или возле других склонов, то в принципе можете обойтись и без прибора. На малой высоте (десятки метров над рельефом) вы еще вполне сможете оценить вертикальную скорость по скорости приближения/удаления земли. Но в слабых условиях хороший вариометр вам может помочь нащупать-таки ту слабую и еле заметную зону подъема, которая позволит продержаться подольше. А прибор с GPS сможет рассчитать скорость ветра и предупредить, если тот станет слишком сильным и появится опасность сдувания.
Соревнования
На соревнования вам обязательно нужен прибор, умеющий писать треки, ведь именно по ним оценивают результат и выявляют победителя. Тут опять же подходит или ПО наподобие XCTrack, или специализированный прибор с GPS.
На соревнованиях уже вылезают преимущества приборов. Полеты становятся дольше, сложнее, батареи смартфона может едва хватать на 3–4 часа работы в тяжелых условиях (паляще солнце, перегрев, постоянная запись трека). В то время как хороший прибор выдержит в таких условиях несколько десятков часов.
Многие пилоты летают сразу с двумя устройствами – прибор + смартфон или два смартфона. Так как очень обидно бывает, если в полете единственный прибор вдруг выключится, и вы останетесь без трека и без результата за этот день.
Куда крепить?
Еще пара слов про то, куда же эти приборы девать?
Золотое правило любых высотных работ: все что не было привязано – будет утеряно. Поэтому любые ваши приборы и устройства, которые вы будете в полете доставать из застегнутого кармана, должны быть обязательно привязаны крепкой веревочкой. Иначе потеря их – лишь вопрос времени.
Маленькие пищалки без экрана можно привязать за веревочку (обычно идет в комплекте) к чему угодно. Иногда их привязывают к шлему, чтобы было лучше слышно. Иногда к ремням подвесной системы. Иногда просто кладут в карман, писк все равно слышно, а смотреть в полете на нее не надо.
Для одного прибора может подойти наколенное крепление. Стоит недорого, размещается вполне удобно. На время обучения подойдет.
Но для двух и более приборов пора будет уже задуматься о кокпите. Кокпит в парапланеризме – это такая сумка, которая вешается на грудь, имеет доску для крепления приборов и отделение для хранения вещей (павербанков, еды, перчаток, очков и прочего полезного, что должно быть под рукой).
Например, вот такой кокпит есть в продаже:
https://vpodaroknebo.ru/aksesuaryi/kokpit-macpara-obnovlyonnyij-bez-zapaski
Стоят 5–20 тысяч в зависимости от материалов, количества отделений и прочих наворотов. Для начала сойдет самый дешевый, на который влезут ваши 1–2 прибора.
Заключение
Надеюсь, после прочтения этой статьи стало понятнее, какие именно приборы существуют, как их сочетать и какой выбрать для конкретно вашего вида полетов и уровня.
Посмотреть ассортимент приборов в наличии можно на сайте https://vpodaroknebo.ru/elektronika
Если остались вопросы – задавайте в ученическом чате или на поле, и инструктора помогут вам определиться с выбором.
Автор: Егор Смирнов https://vk.com/id1567