По следам печального инцидента на Юце
30.07.2021

Самые плотные полеты из тех в которых мне приходилось участвовать - не на Юце или Клемухе. Самый (на первый взгляд ужос) я регулярно наблюдаю на Можайке, где на поистине ничтожную площадь возможного динамика набивается до 30 тел одновременно. Правила расхождения на первый взгляд не соблюдает никто и кажется что все эти люди имеют суицидальные наклонности и их потаенные желания будут вот вот удовлетворены. Но… часто летая ушами впритирку (это не аллегория - это реальность) все остаются целы и так раз за разом. Я проанализировал этот феномен и пришел к некоторым выводам - почему так происходит. За 20 лет на Можайке пара столкновений с травмами (из тех о которых я знаю)
Сам не был свидетелем или участником ни одного мало мальски серьезного инцидента. В то время как на Клемухе видел лично 2 и один на Юце. Надо ли говорить что суммарное время полетов на выездах и на домашних горках не сопоставимо, тогда почему так происходит?

Пара набросков

1. Помню одно очень «смешное» столкновение (если бы не было так грустно) на Клемухе участником которого стал мой друг ( ладно всё обошлось)
Он висел в ложке при косом ветре немного лавируя влево вправо при околопредельном ветре. От памятника по ветру мчался другой параплан. В воздухе они были одни. Мчался мчался и прямиком домчался. Столкновение на встречных курсах. Жопа, мат, запаски, все целы. Значит дело не в скученности. Во всяком случае не только в скученности.

2. Что такое воздушное хамство? Хамство - это когда по завершении маневра твоя траектория заведомо пересекает траекторию уже закончившего маневр и наметившего свою траекторию крыла, заведомо заставляя того вносить корректировки в построенную траекторию.
Только так. И если вы закручиваете поток а вдоль склона летит другой пилот вам (хоть и с тяжелым сердцем) придется уступить, тк это вы меняете траекторию а тот человек вам ничего не должен. Попробуйте протянуть чуть дальше вперед, может там найдется ядро мощнее?

Так почему же маленькая тесная неудобная Можайка
по сути получается безопасней чем широкие просторные популярные динамики?

Ответ и лежит в плоскости тесноты и неудобства. Однажды мы едва не столкнулись с Польским инструктором в небе Бассано, оба вели учеников, погода была сложная, ученики сгрудились примерно в одном месте… разошлись. Но этот случай скорее исключение из правил. Участниками столкновений часто становятся малоопытные пилоты или иначе - чайники. И в Бассано или на Юце их много, потому что чайнику хоть и не без труда но вполне реально взлететь и летать в таких местах.
Можайка и другие микрогорки - другое. Чайник может подлететь но чаще всего ему не хватает квалификации удержаться в динамике и он вываливается на первом втором развороте и идет на посадку (или виснет на дереве). Более опытные товарищи при этом висят часами бок о бок, садиться не собираются и чувствуют себя весьма комфортно.

Допустим погода идеальная и чайника таки «всосало» в узкий динамик микрогорки. У пилотов моментально срабатывают предохранители свой - чужой. Этого человека они видят рядом с собой впервые. Они не знают его и уже априори относятся насторожено. Когда же им становится ясно кто перед ними - такое тело облетается за версту, а нередко бывает что в воздухе при этом сильно пустеет на время полета шмеля. Шмель все равно быстро идет на посадку и в воздухе скоро восстанавливается привычный состав.

Третий момент - возвращаемся к пункту про хамство. Хамят все. Вы удивлены? Ну извините - правда бывает жестокой. Тем не менее любой опытный пилот хамя очень внимательно контролирует ситуацию. И если он видит - что вы не ведитесь и не собираетесь менять траекторию - он отвернет. Связано хамство на микрогорках чаще всего с малым количеством зон уверенного разворота и подъема. Их ограниченное количество и за них идет основная борьба. Опытный пилот знает что держит именно вон над тем деревом - а вы ему мешаете. Впрочем не переживайте - он надет где развернуться а вы продолжите свой полет, впрочем это не отменяет правила - ДДД. Нигде и никогда цепляние за динамик не стоит месяцев на больничной койке. Не уверены в адекватности другого пилота - уходите пока есть возможность.

Четвертый момент. Погода.
При слабом ветре с термичкой опытные пилоты прыгают в потоки и иногда улетают ввысь. Чайнику не светит.

Средний ветер с потоками. Опытные пилоты чаще всего стартуют в поток и быстро уходят на безопасные эшелоны. Чайники барахтаются внизу и скоро идут на посадку упустив все что можно упустить.

Сильный ветер. Висим. Иногда на акселе висим. Иногда приходят плюхи. Чайнику в такую плоду стартовать сложно, да лучше и не нужно. Если же непосчастливилось взлететь то опять же его все видят и разлетаются от греха подальше. Ну а чайник… спасает - еще пока большой запас везения, но лучше не расходовать его понапрасну.

И что же делать спросит начинающий пилот? Где я могу летать - мне опасно. Еще и окружающим из за меня опасно. А на маленькой горке у меня не получается. Хоть плачь. Все летают а я целый день вверх вниз вверх вниз.

Отвечу - не унывай дружище. Через этот этап проходили все. Приезжай чаще и когда - нибудь - ты гордо воспаришь и сделаешь первые 5 а может и 10 галсов. Потом 20. А через год уже будешь часами висеть на Можайке и наблюдать с высока как уже другие вверх - вниз - вверх - вниз. И люди вокруг хоть и близко но уже не будут такими страшными и многих ты уже знаешь и знаешь что вот этот джентельмен почти всегда уступает а этот наоборот, всегда поддавливает да еще и ругается иногда хотя абсолютно неправ.

9f09dd32 b648 4925 974f 91dd97c790d6А самое главное - то что научившись летать на микрогорке вы с удивлением обнаружите что в любом «бульоне» на Юце Клемухе да везде вы почти всегда умудряетесь занять позицию выше остальных, в более разреженной обстановке и более безопасной, наблюдая свысока за броуновским движением происходящим под вами.

Только не забывайте внутренне всегда благодарить свою Альма-Матер, свою микрогорку. За всю науку что она вам подарила. Вселенная любит благодарность и воздаст вам долгими а главное безопасными полетами, ведь тот кто умеет летать на Можайке - сможет летать везде, а тот кто умеет везде - не факт что сможет на Можайке)

В конце вы воскликните - а как же правила расхождения? Левые консоли там и все такое. Я не скажу забудь. Помни. Но помни главное - лежа на больничной койке бесполезно вспоминать что вы были абсолютно правы по всем правилам.

Так что большое количество тренировок - единственный залог вашей безопасности. Держись выше, держи дистанцию, не летай когда чувствуешь что не контролируешь обстановку вокруг. Ну и старайся соблюдать правила, но только до тех пор, пока они не противоречат здравому смыслу.
А. Лозовой. https://t.me/Paraglidingtrainer